Ну что — посмотрел я «Начало» на языке оригинала. Любопытный опыт, прямо скажу.
В общем, надо бы забрать назад все претензии к авторам русского дубляжа, которые я высказывал в рецензии — они сделали, что могли. Такой убийственной роли, как в «Тёмном рыцаре», дубляж здесь не играет — в этот раз Нолан и сам постарался сделать всё, от него зависящее, чтобы текст его фильма звучал как можно более тяжеловесно и неестественно. «Начало» Нолан писал в одного, впервые со времен «Мементо» — теперь приходится думать, что всё живое в его фильмах было заслугами его соавторов, в основном брата Джонатана (в связи с чем как-то страшновато пересматривать «Мементо» теперь). В «Начале» и в оригинале разговаривают, как на каком-то семинаре, где каждый хочет показать всем остальным, что он тоже парень не промах и знает много умных слов.
К тому же эти диалоги сильно портят собственно саму идею фильма — Нолан тут не позволяет зрителям самим открывать особенности придуманного им мира сновидений, а постоянно всё проговаривает сплошным потоком текста. Фильм из-за этого не так подходит для многочисленных просмотров, как его остальные картины — тут получается, что ты полфильма вынужден сидеть и слушать про то, что уже знаешь и так. Причём вот что интересно — там во втором так сказать ряду, не на главном уровне ДиКаприо-Котийяр, а на уровне Гордон-Левитт — Харди — Пейдж, всё прописано очень здорово; есть и шуточки какие-то, и очень живые моменты, и персонажи сами как-то разворачиваются интересно и приятно. То есть, штука тут вот в чём — Нолан всё так многословно и в лоб прописывал не потому, что не умел по-другому, а потому что решил, что именно так и надо. Мол, слишком сложная концепция получилась, надо всё объяснить. Вот и вышел такой фильм-семинар. Ну, ладно. Зрители тупые, ок, мы поняли.
В остальном же — ну да, круто сделано, динамично мощно, да. На третьем уровне сна, когда начинается беготня в снегу, уже немножко отключает (в третий-то раз), но — гордон-левиттовский уровень, который без гравитации, по-прежнему вне конкуренции. По моему глубокому убеждению, вот именно так и должно выглядеть большое голливудское кино за бешеную кучу денег — так, как мы раньше вообще никогда не видели. То есть, «Начало» — может, и не лучший фильм года; но лучшие примерно сорок минут года в нём стопроцентно есть.
Ну и да — «Бессонница» в звании лучшего фильма Нолана по-прежнему вне конкуренции.
Сергей Мезенов